В 2023 году рынок слияний и поглощений (M&A) в секторе моды и роскоши продемонстрировал значительный рост. Согласно исследованию Deloitte, представленному на White Show в Милане, 8 из 10 инвесторов планируют продолжать инвестировать в этот сектор.
Данные "Fashion & Luxury Private Equity and Investors Survey 2024" показывают, что количество сделок в прошлом году выросло на 66%, с 358 до 292. Особый интерес инвесторы проявляют к сегменту одежды и аксессуаров (+28%), в то время как количество сделок в сегментах часов и ювелирных изделий (-3), косметики (-8) и дизайна интерьера (-23) снизилось.
Среди наиболее заметных сделок прошлого года - приобретение Gruppo Florence фондом Permira, передача контрольного пакета акций Zimmerman от Style Capital фонду Advent International, а также приобретение Capri Holdings компанией Tapestry (сделка еще не завершена, поскольку столкнулась с сопротивлением Федеральной торговой комиссии США).
В 2024 году наибольший интерес для инвесторов представляют сегменты одежды и аксессуаров (30% опрошенных), косметики и парфюмерии (26%) и мебели (19%). Ожидается, что сделки будут финансироваться преимущественно с помощью старшего долга и будут направлены на приобретение контрольного пакета акций.
Большая часть инвесторов прогнозируют стабильность показателей мультипликатора (58%), а лишь небольшая часть (17%) ожидает его роста. 80% участников исследования Deloitte полагают, что enterprise value будет в 5-10 раз больше EBITDA, 26% прогнозируют его в 10-15 раз больше EBITDA, и только 2% ожидают мультипликатор выше 15.
Более 60% инвесторов заинтересованы в небольших компаниях с оборотом менее 50 миллионов долларов. 77% ожидают внутренней нормы доходности (IRR) в диапазоне от 21% до 30%, в отличие от 2023 года, никто не ожидает IRR выше 30%.
Крупнейшими рисками для инвесторов являются замедление китайского рынка (68%), макроэкономическая неопределенность (55%), возможные перебои в цепочках поставок (45%) и выборы в США (21%).
81% участников исследования также намерены инвестировать в революционные технологии, чтобы извлечь выгоду из возможных синергий. Как и в прошлом году, инвестиционный портфель будет в основном затрагивать области искусственного интеллекта, больших данных и Интернета вещей. Что касается стратегии выхода, только 22% участников заявили о желании выйти из инвестиций в 2024 году.
"Несмотря на сохраняющуюся макроэкономическую и геополитическую неопределенность, инвесторы в секторе моды и роскоши эффективно и своевременно реагируют на стремительные изменения рынка, опираясь на сделки M&A", - комментирует Элио Милантони, старший партнер M&A в Deloitte Financial Advisory. "83% инвесторов рассматривают возможность инвестирования, причем более половины сосредоточены на средних и малых предприятиях, стремясь к консолидации сектора моды и роскоши".
"Несмотря на недавнее замедление, Китай должен обогнать Европу и Америку и стать крупнейшим рынком роскоши в мире, на который будет приходиться почти 25% покупок к 2030 году", - отмечает Ида Паломбелла, глобальный со-руководитель Fashion & Luxury в Deloitte. "Многие компании разрабатывают специальные стратегии для привлечения молодого поколения, "вкладывая значительные средства в информационные и цифровые решения, поскольку поколения Y, Z и Alpha будут составлять почти 85% мировых покупок к 2030 году." "К тому времени, по прогнозам, монобрендовые магазины и онлайн-каналы станут основными каналами для покупок предметов роскоши, занимая почти 60% рынка". "Для поддержания будущего роста компании приобретают более надежную технологическую инфраструктуру и применяют стратегии ценообразования, основанные на исключительности и концепции ограниченного тиража".
"Меня не удивляет интерес инвесторов к малым и средним предприятиям в сфере моды", - заявил Массимилиано Биззи, президент и основатель White. "Несмотря на то, что у них часто ограничены ресурсы по сравнению с крупными компаниями, многие из этих небольших предприятий модной индустрии обладают чрезвычайной инновационностью с точки зрения продукции и процессов, успешно разрабатывая креативные решения для решения конкретных задач". "Я считаю, что к концу 2024 года и в будущие годы большинство финансовых инвесторов не будут продолжать инвестировать в сектор роскоши, который показывает значительные признаки слабости, но изменят свой курс, инвестируя в новые бренды и в малые и средние предприятия, которые сегодня представляют собой новую роскошь".
"Большая диверсификация сектора роскоши является ключевым фактором в это время макроэкономической неопределенности", - заявил Федерико Бацзани, партнер Deloitte Financial Advisory. " Сектор одежды и аксессуаров по-прежнему крайне привлекателен для инвесторов, которые могут играть важную роль в развитии производственной цепочки и производства, в том числе через стратегии объединения".
В 2023 году, как отмечают в Deloitte, рентабельность в секторе Fashion & Luxury увеличилась, причем сектор Personal Luxury Goods, включающий одежду и аксессуары, часы и ювелирные изделия, косметику и парфюмерию, получил прирост маржинальной прибыли EBITDA на 2,7% по сравнению с данными 2019 года, несмотря на небольшое снижение по сравнению с 2022 годом (-0,5%).
В целом, сектор также продемонстрировал рост по сравнению с 2022 годом (9,6%). Средняя маржинальная прибыль EBITDA сектора роскоши в прошлом году составила 19,1% (+1,2% по сравнению с 2019 годом). Самый высокий показатель был зафиксирован в категории одежды и аксессуаров (35,9%), в то время как частные самолеты и автомобили роскоши являются сегментами с самой низкой рентабельностью (от 10% до 13%).